Возраст окончания духовной семинарии

Минимальный возраст окончания духовной семинарии в период с середины XIX в. до 1918 г. был от 18,5 лет (таким этот возраст мог быть, если человек поступил в духовное училище в минимально возможном возрасте — 8,5 лет — и учился в духовном училище и затем в семинарии без единого раза оставления на повторительный курс (т. е. 4 года в духовном училище и 6 лет в духовной семинарии). Однако случаи окончания семинарии в таком возрасте относительно редки, подавляющая часть выпускников духовной семинарии заканчивала ее в возрасте от 21 до 23 лет (а духовное училище — в среднем в возрасте 16 лет). В отношении максимального возраста можно только сказать, что случаев окончания семинарии в возрасте старше 27 лет в этот исторический период не выявлено.

Что касается возраста окончания семинарии в более ранний исторический период (XVIII – нач. XIX в.), то пребывание в семинарии длилось порой десятилетиями и в ней могли находиться люди в возрасте 35–40 лет, порой даже не в старших классах. Объяснялось это тем, что пребывание в семинарии считалось пребыванием в духовном сословии и по возрасту строго не ограничивалось. Учились в ней в тот период исключительно дети духовенства (то есть по рождению пребывавшие в духовном сословии), однако если они отчислялись или выпускались из семинарии и не находили для себя священно- или церковнослужительского места (а число таких мест в епархии было всегда меньше, чем число детей мужского пола в многодетных семьях духовенства), то должны были переводиться в податное (крестьянское или мещанское) сословие, потому и задерживались годами или даже десятилетиями на одном и том же курсе духовной школы. Получение же светского образования и другие общественные пути для детей духовенства были практически закрыты.

Но уже в конце XIX в. оставаться более двух лет на повторительный курс (по причине плохой успеваемости) в семинарии или духовном училище было уже практически невозможно, однако и отчисления из духовного сословия в податное в случае не нахождения себе церквно- или священнослужительского места уже не происходило. Кроме того, после реформ императора Александра II для детей духовенства открылись широкие возможности получения светского образования, поступления на государственную службу, многие другие роды деятельности.

Перейти на сайт проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»