Могла ли быть избрана в просфорницы жена при живом муже — священнослужителе?

Если известно, что просфорница — вдова и указан, например, 1860 год, когда она была определена к церкви, можно ли на этом основании предположить, что ее мужа — священно- или церковнослужителя — не стало не позднее именно этого года?

С очень большой вероятностью, но всё же не наверняка. Правила требовали, чтобы места просфорниц предоставлялись преимущественно вдовам и сиротам духовного звания, но не говорили о том, что исключений быть не может.

Синодальный указ № 30 от 26 июня 1867 г. оставил в силе норму 1823 года, по которой «определение вдов и сирот женского пола в просфирни*» являлось «средством призрения для духовенства» (Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867–1900 гг. / собрал А. Завьялов. СПб., 1901. С. 16–18). То есть и Церковь, и государство рассматривали назначение на должность просфорницы средством материального обеспечения оставшихся без других средств существования вдов и сирот духовного сословия.

Например, в 1909 г. «Церковные ведомости» на вопрос читателя — церковного старосты: «Каков порядок назначения просфорен?» — давали прямой ответ: «Просфорни назначаются епархиальным начальством из вдов и сирот лиц духовного звания, в целях призрения их» (Церковные ведомости, прибавления. 1909. № 25. С. 1174), и в целом эта норма действовала до революции 1917 г.

На местном (епархиальном) уровне принимались постановления, определяющие местную практику применения этой нормы. Наиболее известным, цитируемым во многих епархиях и отражающим общецерковную практику документом являются «Дополнительные правила о снабжении церквей Харьковской епархии просфорами» (Листок для Харьковской епархии … 1903. № 16. С. 486–490). Общий порядок, согласно этим правилам, был такой:

«§ 2. Когда при церкви освобождается место просфорницы, причт вместе с старостой избирают новую просфорницу из вдов или сирот духовного звания, живущих или в самом приходе, или вблизи его, составляет акт избрания и представляет таковой местному Благочинному; Благочинный акт вместе с сведениями о летах, поведении и семейном и имущественном положении набранной представляет в Епархиальное Попечительство, которое и ходатайствует пред Преосвященным об утверждении новой просфорницы…

§ 3. Если в приходе или вблизи его не окажется вдов или сирот духовного звания, правоспособных к занятию просфорнической должности, причт чрез Благочинного немедленно доносит об этом Епархиальному Попечительству, которое публикует в местном епархиальном органе о вакантном месте, принимает прошения от желающих занять его и представляет достойное лицо на утверждение Епархиального Архиерея.

§ 4. Места просфорниц, объявленные Попечительством вакантными, остаются таковыми не долее шести месяцев со времени опубликования, после чего Попечительство предоставляет причтам и старостам входить в соглашение о доставке просфор с кем либо из утвержденных просфорниц ближайших церквей, составлять о том акт и указанным порядком (§ 2) представлять таковой в Попечительство.

§ 5. Если доставка просфор из других приходов невозможна или крайне затруднительна по расстоянию или иным причинам, — причтам и старостам предоставляется право, в каждом отдельном случае с разрешения Епархиального Попечительства, избирать просфорницею временно кого-либо из жен или дочерей наличного причта, с соблюдением порядка, указанного в § 2 настоящих правил. Избранные лица исполняют обязанности просфорниц впредь до заявления желания занять эту должность кем-либо из вдов ила сирот духовного знания, каковые заявления подаются в Епархиальное Попечительство…»

При этом из практики самой Харьковской епархии видно, что немалая часть просфорнических мест представлялось всё же женам или дочерям священно- и церковнослужителей, а не их вдовам и сиротам (с формулировкой «временно», чтобы строго следовать указанным правилам, однако эта временность, согласно этим же правилам, могла оказаться и бессрочной), и даже при этом списки вакантных просфорнических мест оставались в каждом месяце большими (Известия по Харьковской епархии … 1904. № 17. С. 819–821):

А архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (Брянцев) в обращении к благочинным сетовал даже о том, что «многие предоставляют нередко места просфорниц мирским женщинам, а лиц духовного звания, достойных по своим качествам, обходят» (Церковные ведомости, прибавления. 1903. № 48. С. 1878).

В других епархиях тоже неоднократно принимались постановления о том, чтобы не предоставлять места просфорниц женам церковно- и священнослужителей, а предоставлять их только вдовам и сиротам (см., например, определение Рязанской духовной консистории от 3–4 декабря 1907 г. (Рязанские епархиальные ведомости. 1908. № 1, отд. офиц. С. 4–7)), однако сами частые упоминания о таком явлении говорят о том, что оно имело место. Да это и не могло не иметь места, поскольку если в приходе не было вдовы или сироты, желавшей занять место просфорницы, то при очень скромном материальном обеспечении просфорницы и отсутствии, например, в данном приходе специального жилья для нее, кандидатов на эту должность из вдов и сирот из отдаленных мест могло и не быть.

Кроме того, нужно всегда иметь в виду, речь идет о просфорнице «указной» или «штатной» (т. е. состоящей в штате причта, Высочайше утвержденном или утвержденном епархиальной властью (в первом случае причт получал жалование или часть жалования «от казны», во втором — жалование регламентировалось епархиальной властью)) либо же о просфорнице, которая получала средства из другого источника. В последнем случае правила найма просфорниц были, очевидно, другими. Например, до революции, как и сейчас, многие монастыри имели крупные хорошо организованные просфорни, обеспечивавшие просфорами зачастую значительную часть епархии: просфорницами или даже просфорниками в них трудились квалифицированные и намного лучше оплачиваемые работники, нередко даже не из духовного, а из крестьянского или мещанского сословия.

В «Прибавлениях к Церковным ведомостям» за 1889 год (№ 41. С. 1227–1228) описано чудо исцеления дочери благочестивого крестьянина Андрея Некрасова после молебна перед Иверским образом Божией Матери. Благочестивые сестры этого крестьянина, участвовавшие в горячей молитве за больную, говорится в статье, — «девушки, занимаются печением просфор на приходскую церковь и другие соседние церкви более 20 лет».


* В более ранние времена просфорницы назывались просвирнями, просфирнями, просфорнями.

Спаси, Господи, батюшка! Очень обстоятельно и по существу. Ответом удовлетворен. Буду иметь в виду.

Во славу Божию! Всегда рад ответить.

Перейти на сайт проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»