Кто такие «священнослужители» и «церковнослужители»? Чем они отличаются? Есть ли внутри этих названий еще какие-то степени?

Священнослужители — это те, кто посвящены Церковью (иначе говорят рукоположены) в одну из трех степеней священства: диаконскую (имеют диаконский сан: диаконы, протодиаконы, иеродиаконы, архидиаконы); пресвитерскую (имеют пресвитерский (или священнический) сан: священники, протоиереи, протопресвитеры, иеромонахи, игумены, архимандриты); епископскую (то есть архиереи, имеют епископский сан: епископы, архиепископы, митрополиты);

церковнослужители — низшие члены клира. С 1885 г. церковнослужители назывались псаломщиками (главная обязанность — чтение и пение во время богослужения). До 1885 г. церковнослужители носили также различные другие названия: дьячки (самое распространенное), причетники, пономари и др.

В Российской империи (то есть до 1917 г.), которая была сословным государством, на законодательном уровне было закреплено понятие духовное сословие: к нему относились все священно- и церковнослужители с членами их семей, а также монашествующие. Священно- и церковнослужители были штатными и заштатными:

штатные священно- и церковнослужители — это те, кто входили в утверждаемый Священноначалием (то есть структурами церковного руководства) и Российским императором штат причта какого-либо храма (императором — потому что значительная часть штатов причта в России до 1917 г. материально поддерживалась государством);

заштатные — те, которые числились при храме, но в штат причта не входили (находились «на покое» по старости, болезни или временному отстранению от исполнения обязанностей). Окладов, положенных по штатам этого храма, они не получали, но иногда (если долго прослужили в священном сане) получали от государства пенсию.

Сверхштатные — не то же, что заштатные. Сверхштатными были священно- или церковнослужители, которые как раз несли церковное служение, но только не на обычной штатной приходской должности: либо они несли приходское служение, но жалованье им выплачивал приход из собираемых из различных собственных источников средств (а не из утвержденных штатных окладов), либо же они несли какое-то общеепархиальное служение (миссионеры, наблюдатели церковно-приходских школ, законоучители крупных учебных заведений), а в храме (в котором числились сверхштатными) только участвовали в воскресных и праздничных богослужениях.

Монашествующие — это не сан, а церковный чин: так называют тех, которые в различных степенях монашества посвятили себя монашескому подвигу либо же готовятся к нему: послушники, иноки, монахи, схимонахи, а также священнослужители в монашеском чине (иеродиаконы, иеромонахи, игумены, архимандриты и др.). Например, иеродиакон — это монах или инок, который рукоположен при этом во диакона (если бы он не был монахом, то назывался бы просто диаконом), иеромонах — это монах, рукоположенный во священника, священноинок — инок, рукоположенный во священника; игумены, архимандриты — более старшие звания монашествующих в пресвитерском сане. Послушник — начальная степень намеревающегося стать монахом. Инок — степень, предшествующая тому, чтобы стать монахом. Насельник какого-либо монастыря — это любой монашествующий (например, послушник, монах, иеродиакон), который входит в состав братии этого монастыря (то есть всех, кто составляет монашескую общину этой обители);

схи- — приставка, употребляющаяся для санов и чинов монашествующих, имеющих схимнический постриг (самая высокая и строгая степень монашества). Она прибавляется к названию сана или чина: схимонах, схииеродиакон, схимитрополит.

Причт храма (или приходской причт) — все штатные священно- и церковнослужители, служащие в этом храме. Минимальный причт состоял из священника и псаломщика (очень редко — только из священника), а причты крупных городских соборов могли включать в себя несколько протоиереев, несколько священников, протодиакона, несколько диаконов, несколько псаломщиков.